Занятия йогой

2 октября 2015 Йога Оставить комментарий!
Занятия йогой

Нет, наверное, такого человека, который не слышал слов «йога» или «йог». О йоге судачат, пытаются доискаться, откуда пошли её корни, йогу анализирую и, можно так сказать, препарируют на бытовом, философском, социальном и религиоведческом уровне. Про йогу и йогов слагают песни и сочиняют анекдоты. У одних – отношение к йоге скептическое, у других – бездумно-восторженное, у третьих – враждебное, у большинства же – неопределённое. Четвёртых в йоге интересует, большей частью, то, что йоги, дескать, умеют глотать острый меч, разгуливать босиком по толчёному стеклу, даже – левитировать (то есть, безо всякий видимых механических приспособлений подниматься над землёй и надолго зависать, не касаясь земли – так, как будто для йогов не существует законов земного притяжения). Всё, это, безусловно в практике йогов присутствует (и это, кстати, далеко не полный перечень тех «чудес», которые могут исполнять настоящие йоги), однако же всё это – не столько йога как таковая, а, скорее, следствие духовной практики самого йога и, притом, вовсе не самоцель для самого йога, а, скорее, попочный эффект той самой практики.

Занятия йогой

Занятия йогой

И это всё потому, что мало кто знает – а что же такое йога на самом деле? Нет, кто-то всё-таки знает: наверное, об этом знают те, кто занимается йогой на серьёзном уровне, об этом, вероятно, знают некоторые философы и религиоведы. Но большинство – и это следует повторить ещё раз – знают о йоге лишь на примитивно-обывательском уровне. Кто-то где-то что-то слышал, кто-то где-то о чём-то читал или, может, смотрел какой-нибудь документальный фильм, авторы которого также ничего о сущности йоги не ведают…

А, кроме того, понять, что такое йога, мешает мода. Да-да, именно мода. Именно мода на йогу и не позволяет понять в доподлинности, что же такое йога на самом деле. И пускай в мире насчитывается не слишком много тех, кто искренне желает разобраться в премудростях йоги, но разве в этом дело – много таковых или мало? Как говорится, всякий человек имеет право знать. И, разумеется, делать выводы на основе полученных знаний.

Занятия йогой

Занятия йогой

Так вот, о моде на йогу. В настоящее время практически в любом мало-мальски крупном городе можно встретить зазывные рекламные плакаты, приглашающие всякого желающего заняться йогой. Танец живота, разнообразные клубные танцы, шейпинг, даже – курсы похудения на основе йоги – таково, в общем, и целом, представление современного человечества об этом древнем и таинственном учении. В настоящее время йога в понимании большинства выродилась в некую «индийскую гимнастику».

Под стать представлению о йоге и сами «гуру» (то есть, так называемые «учителя»). Откуда они взялись, где они обучались многотрудному мастерству йоги, как им удалось в столь короткий срок проделать труднейший путь самосовершенствования (при всём при том, что такой путь, как известно, истинный йог постигает всю свою жизнь). Нет, конечно: если таким «гуру» задать вопрос, то они на него, разумеется, ответят: выдадут пару-тройку новомодных индуистских терминов, упомянут какой-нибудь таинственный тибетский монастырь (и поди при этом проверь – существует ли такой монастырь на самом деле), даже – предъявят целую кучу всяких дипломов и сертификатов, якобы подтверждающих высокой сан их обладателей и такую же высокую «навороченность» в вопросах йоги… Но, как говорится, при современном развитии печатного дела на Западе… Ну, а окончание этой классической фразы известно каждому.

Занятия йогой

Занятия йогой

В данной статье (разумеется, в предельно сжатом и общем виде – потому что невозможно в одну короткую статью вместить всю многовековую философскую систему, каковой, безусловно, является истинная йога) будет сделана попытка рассказать об истинной, а не «гламурной» йоге.

Когда, где, как, почему?..

Когда, где, каким образом, для каких надобностей возникло учение йоги, до сей поры никому доподлинно неизвестно. На этот счёт существует немало любопытных, познавательных и даже – предельно фантастических версий. Многие исследователи долгое время считали, что йога возникла приблизительно во втором веке до нашей эры. Почему именно этот период времени был взят за отправную точку? Тут, в общем, всё просто. Существует знаменитый философский трактат «Йога-сутра», в котором изложены основы йоги. Его написал древнеиндийский философ и учёный Патанджали. Доподлинно установлено, что этот трактат был написан именно во втором веке до нашей эры. А коль оно так, то и началом учения йоги следует считать именно вышеназванный временной период.

Следует сказать, что с самого своего начала такая версия имела немало противников. Аргументы этих противников были по-своему вполне логичны и убедительны. Отчего это вдруг, ехидно вопрошали противники своих оппонентов, началом учения йоги следует считать именно второй век до нашей эры? Философский трактат «Йога-сутра» – это, знаете ли, ещё не доказательство. А, может, он был написан спустя тысячу лет после возникновения йоги? А, может быть, ранее были написаны и другие выдающиеся философские трактаты о йоге, да только они не дожили до наших времён?.. Ну, и так далее, и тому подобное. Споры об урочной дате – началу возникновения учения йоги длились несколько веков кряду.
Время показало, что, скорее всего, больше оказались правы именно скептики, а не те, кто ссылался на философа Патанджали вместе с его знаменитым трактатом. Не так давно во время археологических раскопок нескольких древнейших городов, существовавших некогда на территории современной Индии, археологи, в числе прочего, обнаружили весьма любопытные предметы. Это были глиняные печати. На этих печатях вполне отчётливо просматривались всяческие иероглифы, а, кроме иероглифов, ещё и рисунки. Та тех рисунках были запечатлены люди, пребывающие в довольно-таки красноречивых позах. Такие позы называются асаны, и это – традиционные для всякого уважающего себя йога позы и по сей день. Возраст этих печатей оказался значительно старше, чем дата написания упомянутого философского трактата.

Занятия йогой

Занятия йогой

Разумеется, после такой находки споры вспыхнули с новой силой. На свет были извлечены совсем уж фантастические версии (которые, к слову, имеют немало поклонников и в настоящее время). Так, всё громче и громче стали говорить, что йога – это вовсе даже не порождение земного разума, что это это учение было занесено на Землю некими гуманоидами-инопланетянами, а потому спорить о каких-то датах бессмысленно. Главное, в конце концов, вовсе даже не даты, а само учение. А, следовательно, надобно прекратить всяческие споры о времени возникновения йоги, и переключиться на постижение сути и глубины самого учения. Но поскольку всякое учение обязано от кого-то и от чего-то отталкиваться, то пускай условным временным началом йоги остаётся трактат «Йога-сутра» (у него есть ещё и другое название – «Афоризмы Патанджоли»), а мессией и пророком учения – сам афористичный философ Патанджали. Тем более что как ни крути, а именно афористичные высказывания сего философа и послужили толчком к развитию учения.

Ну и вот, учение йоги стало развиваться. И почти сразу же его постигла та же самая участь, что и все другие великие учения. То есть, учение начало дробиться, видоизменяться, стали возникать его новые направления, наряду с Патанджоли стали появляться и другое пророки, бывало так, что эти новоявленные пророки вместе с примкнувшими ск ним учениками ополчались против других пророков и их учеников… В общем, для человеческой цивилизации дело обычное. Многие утверждают, что всему причина, которую условно можно назвать «принципом испорченного телефона». То есть – знаменитые «афоризмы Патанджоли» много веков передавались от учителей к ученикам, от одного поколения к другому преимущественно устным способом. Известно, что такой способ передачи весьма ненадёжен. Кто-то не так услышал, кто-то не так понял или трактовал, кто-то – исказил услышанное намеренно… Отсюда пошли, что называется, плясать всяческие интерпретации учения, и всяческие секты йогической ориентации. И такой процесс продолжается по сию поры. И, видимо, будет продолжаться и впредь. Потому что, думается, основной причиной явился вовсе даже не «испорченный телефон, а обыкновенное человеческое тщеславие. Кому-то из йогов захотелось потешить своё тщеславие и встать на один уровень с великим Патанджоли, кому-то – захотелось великого философа и вовсе низвергнуть…

Занятия йогой

Занятия йогой

Впрочем, эти рассуждения по большому счёту, не для данной статьи. В контексте этой статьи следует, пожалуй, упомянуть один любопытный факт, связанный с йогой. Когда в Индию вторглись мусульмане, то, вольно или невольно, начался взаимопроникающий процесс смешения мусульманской и индуистской культур, религий и философий. В результате такого взаимопроникновения образовалась так называемая «мусульманская йога». Сами себя «мусульманские йоги» стали именовать «факирами». Возможно, учение факиров было когда-то вполне серьёзным и глубоким, однако же со временем оно опростилось и выродилось в обыкновенное трюкачество (и в этом оно схоже с современными «школами йоги», о которых упоминалось в начале статьи). Постепенно факирами стали называть бродячих мусульманских фокусников. Этот термин сохранился и до сей поры, и смысл его, в общем и целом, не изменился. Во всяком гастролирующем современном цирке можно увидеть «факира», то бишь, обыкновенного фокусника.

Йога – что это такое? Краткий курс ликбеза

Как было уже сказано, в настоящее время насчитывается просто-таки неисчислимое количество направлений йоги. Но, как бы там ни было, все эти направления объединены одной и той же целью. Всякий йог в силу своего разумения и старания стремится достигнуть некоего особого состояния, которое сами йоги называют «самадхи».

Однако, что же это за такое состояние? В чём его суть и смысл? Ну, на этот вопрос в доподлинности не могут ответить даже сами йоги. Верней, они дают на него ответ, но всяк по-своему, в меру собственного понимания, а также в соответствии с заветами того направления учения йоги, к которому принадлежит тот или иной йог. Поэтому одни йоги считают, что «самадхи» – это «способ достижения нирваны», другие станут утверждать, что это – «путь к слиянию с Космосом», третьи – что это некое «сверхсостояние», четвёртые – что это «растворение во всём сущем», пятые – что это просто некий «образ миросозерцания»… Ну, и так далее. Те же из йогов, которые посовременней и пооригинальней, могут сказать, что «самадхи» – это некий «экстаз», «транс» или даже «блаженный бред». Но, как бы это самое «самадхи» не интерпретировалось, изъясняясь научным языком, оно – особенное состояние человеческой психики, в которое стремится загнать себя всякий, кто считает себя йогом.

С точки зрения той же науки такое состояние можно назвать летаргическим сном или трансом. Причём, как свидетельствует всё та же наука, имеются весомые доказательства того, что практика йогов – это не только теория, но и – с помощью этой теории можно вполне достичь желаемых практических результатов. Скажем, в 2002 году в Бурятии было обнаружено тело одного давным-давно умершего тибетского ламы. Тело пролежало в земле более 75 лет, но – признаки тления его не коснулись и даже – тело, как уверяли некоторые свидетели, подавало определённые признаки жизни. По уверениям поклонников йоги, такое диво могло произойти только с тем человеком, который долгие годы самоусовершенствовался с помощью йогических практик.

Впрочем, здесь существует и другая точка зрения, которую читателю также надо знать. Нет-нет, здесь не будет идти речи о том, что нетленное тело бурятского ламы – элементарный трюк и подделка. Вероятно, так оно всё и было, как восторженно писала пресса. Но – подобные случаи вовсе даже не единичны. Хорошо известен, скажем, феномен мощей православных святых. Эти люди при жизни никогда не занимались йогической практикой, у них были совсем другие, прямо противоположные практики, но результат отчего-то оказывался один и тот же. И там нетленное мёртвое тело, и тут тоже. Так что восхищаться тем, что именно йогические практики могут приводить к подобным необъяснимым чудесам – это, знаете ли, несколько наивно и по-дилетантски. Подлинное объяснение такого феномена кроется гораздо глубже.

Кое-что о практике йоги

Говоря о конкретных практиках йоги, прежде всего, необходимо задаться вопросом не «что это такое» или «как мне достичь состояния «самадхи»», а, пожалуй, совсем другим вопросом – «надо оно мне или не надо, и чего именно я хочу достичь». Потому что – мода модой, но ведь йога – это очень серьёзно. Йога меняет человеческое мировоззрение, образ жизни, влияет на человеческую психику, того, кто занимается йогой, могут не понять родные и отшатнуться от него. В конце концов, и все традиционные религии также не одобряют занятия йогой, и приводят при этом вполне убедительные аргументы. Так что прежде чем произнести фразу « я – йог» надо подумать… А потому пускай настоящий разговор о практиках йоги носит не агитационный, а сугубо ознакомительный характер. А уж кому что выбирать – это дело каждого.
Итак, практика йоги, в общем и целом, насчитывает восемь основных этапов. Вот эти этапы:

— Первым этапом считается «йама». Он предписывает основные правила поведения йога, а также то, чего он не должен делать, если желает достичь «нирваны».

— Вторым этапом считается «нийама». Этот этап предписывает, как вести себя йогу в этическом плане по отношению к самому себе, другим людям и всему миру. Кроме того, этот этап призван воспитывать в йоге отношение к собственному телу, а, кроме того, учит специфическим правилам личной гигиены.

— Третий этап называется «асаны». Это те самые «асаны» (то есть, специальные позы), которые были изображены на древних глиняных печатях, и которые по сию пору считаются основной частью йогической практики.

— Четвёртым этапом считается «пранайама». Это набор специальных упражнений для выработки «правильного» дыхания. Здесь надобно заметить, что и «асаны», и «пранайама» – это не просто позы, и не просто дыхание «через раз» или в каком-то другом ритме. В йогической практике это – два важнейших условия. Утверждается, что они исцеляют человека от множества болезней (причём, раз и навсегда), а, кроме того, с помощью таких поз и «правильного» дыхания возможно «приобщение к Космосу» уже на ранних этапах занятия йогическими практиками.

— Пятым этапом считается «пратьяхара». Главной целью такой практики является достижение специфического состояния, которое сами йоги приблизительно называют «отключением сознания от всех органов чувств». Понять это состояние хотя и сложно, но вполне возможно. То есть, в результате специальных упражнений сознание йога должно отделиться от, допустим, работы сердца или, предположим, печени. Такое состояние можно ещё назвать «состоянием свободного сознания». Рассказывают, что в этом состоянии йог перестаёт ощущать чувство голода и боли.

— Шестым этапом считается «дхарана». Это состояние сами йоги называют «сосредоточением» и образно называют как «наложение стрелы на тетиву лука» (луком в данном случае считается мозг йога).

— Седьмым этапом считается «дхьяна» (она же «концентрация»). Опять же, изъясняясь образным стилем самих йогов, это состояние «концентрации» или «натягивания и спуска тетивы».

— Восьмым этапом считается «самадхи». Это – последний этап, когда «стрела пущена, и цель поражена». Восьмой этап – это последний этап. Это – достижение йогом желанной цели: «нирваны», «контакта с Космосом», «блаженного состояния» или – как бы сам йог такое своё состояние ни называл. Йогу, достигнувшему восьмого этапа, нет пути назад – да, собственно, он и не желает никакого обратного пути. Он достиг того, к чему стремился. А что там, на финише, то может знать лишь тот, кто финиша достиг. Но – тот кто добрался до финиша, никогда ничего об этом не рассказывает. И это главная причина тому, что йога – это вечная тайна и вечная загадка для человека.

Несколько советов начинающим

— Тот, кто желает приобщиться к йоге, должен, прежде всего, общаться с мастерами этого дела. Читать популярную литературу о йогах – занятие малополезное. В данном случае, живое слово лучше, чем написанное.

— После того, как будет пройден базовый курс, рекомендуется договориться с инструктором об индивидуальных занятиях. Такие занятия помогут ученику найти ответы на вопросы, определить правильный режим дня и питания, может быть, привнести в свою практику какие-то новые упражнения.

— Йогой нужно заниматься постоянно (не меньше, чем 2-3 раза в неделю). Для достижения как можно более быстрого результата, можно заниматься йогой ежедневно.

— Если у желающего заняться йогой есть какие-то нелады со здоровьем, то прежде чем приступит к занятиям, необходимо получить консультацию у врача.

— Практика свидетельствует, что занятия йогой очень быстро отучают от вредных привычек. Например, от курения.

Йога и дети

Йогой могут заниматься и дети. Впрочем, по понятным причинам здесь имеются некоторые особенности. Ни в коем случае не надо принуждать детей к занятиям йогой. Лучше будет постепенной увлечь ребёнка, тем более что детские занятия проходят в режиме увлекательных игр. Говорят, что в результате таких занятий у детей улучшается осанка, они гораздо реже болеют. Кроме того, по утверждениям, дети намного быстрее постигают премудрости йоги, так как они, в отличие от взрослых, не обременены никакими условностями и стереотипами.

Йога и беременные женщины

Заниматься йогой могут также и беременные женщины. Для них разработаны специальные комплексы упражнений, которые призваны благотворно влиять как на саму будущую маму, так и на ребёнка. Заниматься йогой беременная женщина может до самых родов. В йогической практике есть специальные упражнения, которые помогают беременной женщине родить легко и почти без боли.

Несколько слов в качестве подведения итогов

Вот такая она, йога, – древняя и непостижимая. Благодаря занятиям йогой, любой человек может извлечь для себя много полезного и ценного. Здоровье, красота, мировоззрение, гармония духа и тела – это лишь малый перечень того, что можно приобрести, занимаясь йогой.

Комментарии (0)